Важнейшие события в жизни института и важнейшие научные достижения
Институт проблем морских технологий был создан 1 апреля 1988 г. Основное направление научной деятельности института - разработка и создание автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) и их систем. Институт проблем морских технологий организован на базе отдела опытно-конструкторских работ Института автоматики и процессов управления ДВНЦ АН СССР. Организатором и первым директором Института был академик Михаил Дмитриевич Агеев, выдающийся конструктор и руководитель работ по созданию автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) для исследования и освоения Океана.
За период 1972-2009 г.г. было создано более 20 экспериментальных и опытных образцов автономных, телеуправляемых и буксируемых аппаратов, способных работать на больших глубинах, а автономных - вплоть до предельных глубин океана. Созданный в ИПМТ ДВО РАН робототехнический комплекс использовался многократно при выполнении поисково-обследовательских работ, при геологической разведке морских минеральных ресурсов, в научных исследованиях по гидроакустике, экологии, морской биологии. Значительная часть этих работ выполнена при сотрудничестве с ведущими в стране организациями в области морских технологий и по решениям правительства. Ряд проектов Института выполнен на основе сотрудничества с организациями США, Франции, КНР, Южной Кореи.
В настоящее время в Институте осуществляются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с созданием "интеллектуальных" АНПА большой автономности и радиуса действия. В ряде работ по Государственному оборонному заказу ИПМТ ДВО РАН является головной организацией в стране по созданию новейших глубоководных робототехнических комплексов.
Далее представлены в хронологическом порядке наиболее значительные "исторические вехи" ИПМТ ДВО РАН в области создания и использования АНПА. Под цифрой "I" ниже приведена информация под рубрикой "Создание образцов подводной техники и их практическое применение", под цифрой "II" - "Проблемы научных исследований и научно-технических разработок".
1972-1975.
I. В лаборатории систем навигации и управления ИАПУ ДВНЦ АН СССР начаты работы по созданию АНПА для исследования и освоения океана. Создан первый в стране автономный аппарат "Скат" для экспериментальных исследований на шельфе, проведены опытные работы на озере Байкал по оценке экологического состояния водной среды вблизи целлюлозно-бумажного комбината.
II. Разработаны теоретические основы систем гидроакустической навигации и управления движением АНПА, исследованы вопросы динамики процессов управления движением и определения характеристик навигационного обеспечения.
1976-1980.
I. По заказу ЦНИИГАиК создан АНПА "Скат-гео", предназначенный для выполнения геодезических работ на шельфе. Проведены испытания аппарата в заливе Петра Великого Японского моря и опытная эксплуатация на геодезическом полигоне в Белом море (1976-1978).
Начато сотрудничество с ГУНиО МО СССР, разработана модульная технология глубоководных средств и создан на ее основе первый в стране глубоководный автономный обзорно-поисковый робототехнический комплекс (1976-1979). Состав комплекса: автономные аппараты "Л-1" (глубина 2000м) и "Л-2" (глубина 6000м), буксируемый аппарат (6000м), средства гидроакустической навигации и судового обеспечения.
II. Исследованы принципы организации структуры бортовых систем АНПА на основе конструктивно-функциональной модульности и унификации информационного обмена, разработаны методы повышения точности навигационного обеспечения и модели управления в условиях сложной среды.
1980-1985.
I. Проведены испытания АНПА "Л-1", "Л-2" на предельных рабочих глубинах в Японском и Филиппинском морях (1980, 1981). Впервые в мировой практике глубоководный робототехнический комплекс эффективно использован в обзорно-поисковых операциях в Северной Атлантике в районе затонувшей АПЛ "К-8" (1982,1983), в поисковых работах вблизи о. Сахалин в районе гибели южно-корейского самолета (1983). Данные практические достижения получили высокую оценку Правительства и мировое признание в области подводной робототехники. Дальнейшее развитие глубоководного комплекса осуществлялось путем модернизации системной архитектуры и средств информационного обмена меду бортовыми системами, а также повышением надежности и точности систем навигации, управления и сбора информации о среде.
II. Обобщен теоретический и практический опыт создания автономных подводных роботов и их систем. В издательстве "Судостроение" в серии "Техника исследования океана" вышла в свет первая коллективная монография "Автоматические подводные аппараты", посвященная научным и практическим проблемам создания и развития АНПА (1981).
1986-1990.
I. По договору с ГУНиО начаты работы по созданию АНПА для подледных исследований в Арктическом бассейне. Разработан и испытан макетный образец АНПА дальнего действия с минимальным гидродинамическим сопротивлением. На базе "ледового" АНПА создан аппарат "Тифлонус", проведены его испытания и опытная эксплуатация с целью отработки новых систем и проведения акустических и гравиметрических измерений в море.
По договору с НПК "Южморгеология" (Геленджик) разработан АНПА "ЖМК" для геологической разведки, в частности, для съемки залежей железо-марганцевых конкреций в Тихом океане.
По заданиям Правительства проведены глубоководные поисково-обследовательские операции в Саргассовом море в районе гибели АПЛ "К-219" (1987) и АПЛ "Комсомолец" в Норвежском море (1989).
Модернизирован АНПА "ЖМК" и на его основе создан АНПА "МТ-88" для геологических исследований и картографирования морского дна. Проведены опытно-производственные геологоразведочные работ в Тихом океане по программе "Интерокеанметалл" (1989). По договору с НПО "Дальморгеология" разработан и испытан АНПА "МТ-ГЕО" (1990).
- дата рождения Института проблем морских технологий.
II. Проведены экспериментальные исследования гидроакустических средств навигации на средних и низких частотах, исследованы гидродинамические и ходовые свойства АНПА с повышенной автономностью и дальностью действия при работе в ледовых условиях. В рамках ФЦКП "Мировой океан" проведены научные и экспериментальные исследования многопроцессорных функциональных структур и адаптивных методов управления АНПА в условиях сложной среды. Организовано регулярное издание тематического сборника статей "Подводные роботы и их системы" (1987-1995).
1991-1995.
I. Начато сотрудничества с КНР в области подводной робототехники (1991). По совместному российско-китайскому проекту (с Шеньянским институтом автоматики) создан АНПА "CR-01" для геологической разведки на глубинах до 6000м. В структуре аппарата реализована локальная вычислительная сеть с использованием международных промышленных электронных стандартов и многозадачной программной среды. Проведены испытания и опытная эксплуатация аппарата в Тихом океане.
По сотрудничеству с фирмой Hibbard Marine (США) разработан АНПА для обследования водоводов (1994). По завершению контракта аппарат модернизирован и на его основе создан автономно-привязной аппарат "TSL" для решения различных задач на шельфе, в частности, для биологических исследований и экологического мониторинга водной среды. В дальнейшем производились испытания и опытная эксплуатация аппарата в интересах "ТИНРО-центра".
II. Проведены экспериментальные исследования по созданию гидроакустического навигационного комплекса, включающего системы с длинной и ультракороткой базами. Исследованы методы навигационной коррекции на основе комплексирования информации бортовой автономной и гидроакустической навигационных систем и сочетания автономного и супервизорного режимов управления. С использованием компьютерных и имитационных динамических моделей исследованы алгоритмические и программные средства ориентирования в сложной среде и организации пространственного движения АНПА при обследовании объектов, областей, физических полей.
1996-2003.
На основе сотрудничества с фирмой DAEWOO (Корея) по созданию глубоководного АНПА для решения геологических задач разработан и испытан в Тихом океане аппарат "ОКРО-6000" (1996, 1997).
На основе совместного проекта с Институтом автономных подводных систем (AUSI) - США разработана концепция аппарата с энергообеспечением от солнечных батарей и создан макета "солнечного" АНПА (САНПА) (1998). Проведены морские испытания САНПА в дальневосточных водах.
При сотрудничестве с ШИА КАН создан АНПА "CR-02" и проведены его испытания по совместной программе (2001). В рамках другого проекта создан привязной телеуправляемый аппарат "МАКС-2", использовавшийся совместно с автономным аппаратом "Скат" для гидробиологических исследований вблизи дальневосточного побережья Тихого океана.
Создан многоцелевой автономный глубоководный аппарат "МТ-98", способный решать сложные задачи по обследованию различных объектов, проведены его морские испытания и опытная эксплуатация (1998-2003). С использованием АНПА "МТ-98" проведена поисковая операция на месте катастрофы вертолета вблизи Владивостока весной 2003 года.
Проведены опытно-методические работы по обследованию портов и бухт о.Сахалин с использованием разработанного в ИПМТ ДВО РАН комплекса технических средств, включающего малый буксируемый аппарат, гидролокатор бокового обзора, акустический профилограф (2002).
II. Проведены исследования в области создания АНПА повышенной автономности на основе новых энерготехнологий и навигационно-управляющих систем. В преемственной бортовой структуре аппаратов "TSL", "CR-01", "CR-02", "ОКРО-6000", САНПА, "МТ-98" реализованы принципы многопроцессорной вычислительной сети с элементами адаптивного управления и ориентирования в сложной неопределенной среде.
Организовано регулярное издание сборника трудов ИПМТ ДВО РАН "Морские технологии" (1998-2003), в издательстве "Дальнаука" вышла в свет коллективная монографии "Автономные необитаемые подводные аппараты", посвященная современным практическим достижениям и актуальным проблемам в области подводной робототехники (2001).
2003-2009.
I. Проведены экспериментальные работы по созданию глубоководного многоцелевого комплекса, оснащенного современными средствами автономной и гидроакустической навигации и связи, реконфигурируемой системой управления, целевой аппаратурой для выполнения поисково-обследовательских работ, съемки и картографирования морского дна. Созданный по данному проекту АНПА "Клавесин-1Р" прошел экспериментальные испытания в Японском море и Курильско-Камчатском глубоководном желобе, опытную эксплуатацию на континентальном шельфе в Арктике и при выполнении других обследовательских работ в Охотском море и Татарском проливе.
Выполнены работы по созданию АНПА "ММТ-3000". Аппарат предназначен для решения широкого круга задач на глубинах до 3000 м, включая: съемку и картографирование рельефа дна с целью планирования прокладки трубопроводов, кабелей, строительства и обследования донных сооружений, разведки полезных ископаемых на дне и в толще грунта, экологических исследований, выполнения поисковых операций.
II. Разработана методология роботизированного комплекса для выполнения крупномасштабных морских поисковых работ, профилирования грунта, освещения подводной обстановки, инспекции и охраны акваторий и морских инфраструктур в прибрежных и глубоководных районах океана и подо льдом. В комплексе организовано взаимодействие подводных роботов на основе гидроакустической, оптоволоконной и спутниковой связи.
Изданы монографии: "Автономные подводные роботы. Системы и технологии" (под общ. ред. ак. М.Д.Агеева, Наука, 2005), Б.А.Касаткин, Н.В.Злобина "Некорректные задачи и обобщенные волны в акустике слоистых сред" (Дальнаука, 2005).
С 2005 года регулярно проводится Общероссийская научно-техническая конференция "Технические проблемы освоения Мирового океана" Тематикой конференции широко освещаются наиболее важные проблемы, связанные с развитием средств и методов океанологических исследований и робототехники.
С 2005 года издается научно-технический журнал "Подводные исследования и робототехника". Журнал посвящен фундаментальным проблемам подводной робототехники, системам и моделям подводных роботов, средства и методы подводных исследований. Главный редактор журнала - Л.В. Киселев.
2010 – 2016
I. По заказу МЧС РФ создан АНПА «МТ-2010», предназначеный для оперативного мониторинга подводной среды с целью обнаружения опасных объектов или процессов на глубинах до 3000 м (2010). Пилотный образец АНПА, получивший название Пилигрим, прошел государственные испытания и опытную эксплуатацию в Дальневосточных морях (2011-2013), опытную эксплуатацию в Карском море при выполнении поисково-обследовательских работ специального назначения.
Создан подводный робототехнический комплекс «МТ-2012» (Галтель), предназначенный для выполнения поисково-обследовательских работ, охраны подводных акваторий, инспекции и контроля инженерных инфраструктур на глубинах до 300 м. Комплекс содержит два автономных аппарата (АНПА), один телеуправляемый аппарат (ТНПА) и комплект навигационного, вспомогательного и обеспечивающего оборудования.
Создан малоразмерный ТНПА «Чилим» (2014), предназначенный для решения специальных задач, поиска и уничтожения опасных подводных объектов в прибрежнх морских акваториях. Проект выполнен при научно-техническом сотрудничестве с ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И Забабахина» (РФЯЦ-ВНИИТФ, г. Снежинск). На базе ТНПА «Чилим» создан гибридный глайдер «Монитор» с гидравлической системой регулирования плавучести (2016).
Разработан и испытан в морских условиях робототехнический комплекс МАРК, включающий два взаимодействующих автономных аппарата - подводный (АНПА) и водный (АНВА) и предназначенный для отработки навигационных задач и методов управления.
Завершено строительство «Центра по проектированию, изготовлению и испытаниям автономных необитаемых подводных аппаратов ИПМТ ДВО РАН».
Строящемуся океанографическому исследовательскому судну проекта 16450 присвоено имя «Академик Агеев».
Молодежные команды ИПМТ ДВО РАН и ДВФУ признаны победителями и призерами в международных соревнованиях по подводной робототехнике с использованием автономного и телеуправляемого аппаратов собственной разработки. 2010- 2015.
II. Выполнялись плановые работы по основным научным направлениям Института:
- исследование и разработка необитаемых подводных робототехнических систем и комплексов;
- разработка научных основ и технологий автоматизированного исследования океанической среды.
По госбюджетным и проектным программам исследований выполнен цикл работ в следующих областях:
- разработка средств и методов интеллектуализации информационно-управляющих систем подводных роботов на основе мультиагентной программной архитектуры и организации ситуационного управления при решении разнообразных поисково-обследовательских задач в сложных условиях подводной среды;
- разработка технологий создания высокоточных интегрированных навигационных систем и систем связи, обеспечивающих выполнение работ по освещению подводной обстановки, оперативному и долговременному мониторингу морских акваторий вплоть до предельных глубин океана, инспекцию подводных инженерных сооружений, обслуживание подводных инфраструктур различного назначения;
- разработка технологий создания сенсорных систем, исполнительных устройств и средств энергообеспечения подводных робототехнических комплексов в условиях длительной автономной работы в сложной и экстремальной среде.
По результатам исследований и разработок защищены две докторские и шесть кандидатских диссертаций.
Работы выполнены при поддержке фонда фундаментальных исследований РФ, программы «Дальний Восток», РФФИ и РНФ. В проводимых междисциплинарных исследованиях осуществлялось сотрудничество с институтами СО, УрО РАН и ДВО РАН, ДВФУ, другими научными и отраслевыми организациями страны.
Издаваемый при учредительстве ДВО РАН и ИПМТ научно-технический журнал «Подводные исследования и робототехника» включен в список рецензируемых научных журналов ВАК.
Проведена Всеросийская научно–техническая конференция «Технические проблемы освоения Мирового океана» (ТПОМО-4, ТПОМО-5, ТПОМО-6), 2011, 2013, 2015.
Изданы монографии:
В изд-ве In-Teh (Австрия) в книге «Motion Control» опубликован ряд статей сотрудников ИПМТ ДВО РАН, 2009-2010.
В.В.Пикуль. Методика проектирования и расчета прочного корпуса подводного аппарата. Изд. «Дальнаука», 2011.
Л.В.Киселев. Код глубины. Изд. Дальнаука, 2011.
В Издательском доме «Техника и вооружение» в книге «Подводные технологии и средства освоения Мирового океана» опубликован цикл статей сотрудников ИПМТ ДВО РАН, 2011.
Б.А.Касаткин, Н.В.Злобина, С.Б. Касаткин. Модельные задачи в акустике слоистых сред. Изд. «Дальнаука», 2012.
Ю.В. Матвиенко. Навигация подводного робота. Гидроакустические системы с ультракороткой базой. Изд. «Palmarium.Academic publishing» Саарбрюкен (Германия), 2013.