1980-е годы были весьма насыщенными по практическим применениям всего глубоководного комплекса технических средств. В 1982-1983 годах выполнялись работы по детальному обследованию района гибели АПЛ "К-8", затонувшей в северной Атлантике в 1971 году на глубине свыше 5000 метров. Работы проводились с борта гидрографического судна "Пегас", совершившего переход из Владивостока в район аварии субмарины. На заключительной стадии поисковой работы, проведенной в 1982 году и продолженной в 1983 году, использовался АНПА "Л-2". Практика показала эффективность автономного подводного аппарата при работе на больших глубинах. Маршрутное фотографирование с борта АНПА с относительно равномерной сетью траекторий нужной плотности позволило составить из десятков тысяч снимков фотопанораму заданного района. АНПА "Л-2" совершил в данной работе более 80 глубоководных погружений общей длительностью около 300 часов.
Следующая глубоководная операция состоялась в 1987 году, когда с помощью аппарата "Л-2".и всех элементов робототехнического комплекса производилось обследование АПЛ "К-219", потерпевшей аварию в Саргассовом море вблизи Бермудских островов. Весь технический арсенал экспедиции, базирующейся на ОИС "Николай Матусевич", состоял из автономного и двух буксируемых аппаратов со всеми необходимыми средствами обеспечения. Первый этап операции был отведен для обнаружения субмарины путем гидролокационной съемки района. Работа производилась в штормовых условиях, и пуски аппарата выполнялись, когда волнение моря уменьшалось до 4-х баллов. По результатам обзорной гидролокационной съемки с двухсторонней шириной обзора 750 метров за 20 пусков аппарата цель была обнаружена, и были определены и уточнены координаты корпуса лодки и ее отдельных фрагментов. При детальном обследовании было получено около 40 тысяч фотоснимков, половина которых - непосредственно в зоне нахождения АПЛ. Методика обследования объекта включала комбинацию элементов супервизорного и программного управления работой аппарата. Командами, передаваемыми по гидроакустическому каналу, осуществлялась коррекция курса с целью вывода его на объект, а затем включалась стандартная программа для выполнения фотосъемки на высоте 6-8 метров от дна. Эхолокационная система, дальномеры которой ориентированы в переднем секторе обзора аппарата, обеспечивала обнаружение и огибание препятствий, в том числе и корпуса самой лодки.
Весной 1989 года глубоководный комплекс, включая аппарат "Л-2", использовался для обследования АПЛ "Комсомолец", затонувшей в Норвежском море. Комплекс был доставлен из Владивостока в указанный район, и потребовалось 28 часов для того, чтобы обнаружить субмарину на глубине 1685 метров и уточнить ее местоположение. Работы проводились с борта гидрографического судна "Персей". При отсутствии достоверной информации о положении затонувшей лодки поисковая операция началась с применения буксируемого аппарата, оснащенного гидролокатором бокового обзора и радиометром. Второй этап заключался в обследовании места аварии обитаемыми аппаратами "Мир-1" и "Мир-2", базировавшимися на научно-исследовательском судне "Академик Мстислав Келдыш", куда была сообщена вся предварительно полученная информация. На заключительном этапе использовался АНПА "Л-2". За 14 дней работы аппарат совершил 17 погружений, в результате которых было сделано около тысячи информативных фотоснимков, на 150 из которых четко видны фрагменты корпуса и детали конструкции лодки, а также спасательного модуля.
Опыт сотрудничества и эксплуатации аппаратов давал достаточно богатый материал для совершенствования технологии систем и решения новых задач. К числу наиболее важных из таких задач можно было отнести увеличение автономности и дальности хода АНПА при выполнении различных океанографических исследований, в том числе и в условиях работы подо льдом. Договором, заключенным с ГУНиО в 1986 году, предусматривалась разработка макетного образца аппарата, предназначенного для проведения батиметрической съемки, гравиметрических измерений, измерений фазовой структуры акустических полей и флуктуаций течений, как в открытом океане, так и при эксплуатации с ледовой базы. Однако, работы в этом направлении были сокращены вследствие того, что финансирование договора вначале уменьшилось, а затем и совсем прекратилось. В дальнейшем макет аппарата был модифицирован и на его основе был создан аппарат "Тифлонус", служивший для отработки новых систем и проведения ряда прецизионных акустических и гравиметрических измерений.
-
1. Гидрографическое судно «Пегас». АНПА «Л-2». Поход в Северную Атлантику в район гибели АПЛ «К-8». 1982 г.
2. Экспедиционный отряд на борту судна «Петр Антропов» при выполнении геологической разведки в районе разлома Кларион-Клиппертон в Тихом океане. 1989 г.
3. Экспедиция в Саргассово море в район гибели АПЛ «К-219». ОИС «Николай Матусевич» (зима 1986 г. - весна 1987г.)
4. Группа испытателей АНПА «Комплекс-АН» (Тифлонус). 1990 г.