Печать

Обследование затонувших атомных подводных лодок

Методика проведения обзорно-поисковой операции содержит традиционные этапы:

Практика показала эффективность автономного аппарата при работе на больших глубинах. Маршрутное фотографирование АНПА с относительно равномерной сетью траекторий нужной плотности позволяет составить фотопанораму заданного района из десятков тысяч снимков хорошего качества. АНПА Л-2 совершил в данной работе более 100 глубоководных погружений.

В 1982-83 годах выполнялись работы по детальному обследованию района гибели атомной подводной лодки (АПЛ) “К-8”, затонувшей в Атлантическом океане в 1971 году. В следующей глубоководной поисково-обследовательской операции Л-2 еще раз доказал свои преимущества при поиске и обследовании АПЛ “К-219”, затонувшей в октябре 1986 года в Саргассовом море вблизи Бермудских островов. На первом этапе операции целью работы АНПА было обнаружение объекта с помощью гидролокационной съемки района. Запуски аппарата по рабочей программе были начаты в конце февраля – начале марта 1987 года. Работа производилась в штормовых условиях, и пуски аппарата выполнялись, когда волнение моря уменьшалось до 4-х баллов. Предварительно осуществлялась съемка с помощью гидролокатора бокового обзора (ГБО) с расстояния от дна 40 или 60 м с целью обнаружения объекта поиска. Ширина полосы обзора с каждого борта составляла 350 м. Гидролокационный сигнал записывался на специальный накопитель на магнитной ленте. В течение первых 20 запусков АНПА цель была обнаружена, уточнены координаты АПЛ и ее отдельных фрагментов. При обследовании автономным аппаратом погибшей субмарины было получено около 40 тысяч фотоснимков, половина из которых – в зоне нахождения лодки. Методика обследования “точечного” объекта включала комбинацию элементов супервизорного и программного управления АНПА. Командами, передаваемыми по гидроакустическому каналу, осуществлялась коррекция курса аппарата с целью вывода его на объект, а затем включалась стандартная программа “меандр” для выполнения фотосъемки в автоматическом режиме на высоте 6-8 м. Эхолокационная система, дальномеры которой ориентированы в переднем секторе обзора аппарата, обеспечивала отслеживание в вертикальной плоскости на безопасном расстоянии обнаруживаемых препятствий, в том числе, корпуса субмарины.

Весной 1989 года глубоководный комплекс, включая АНПА Л-2, использовался для обследования затонувшей АПЛ “Комсомолец”. Комплекс был доставлен из Владивостока в указанный район, и потребовалось 28 часов для того, чтобы обнаружить подводную лодку на глубине 1685 м и уточнить ее местоположение. Работы проводились с борта гидрографического судна “Персей”. При отсутствии достоверной информации о положении затонувшей АПЛ поисковая операция началась с применения буксируемого аппарата, оснащенного гидролокатором бокового обзора и радиометром. Второй этап заключался в обследовании АПЛ обитаемыми аппаратами “Мир-1” и “Мир-2”, базировавшимися на научно-исследовательском судне “Академик Мстислав Келдыш”, куда была сообщена вся предварительно полученная информация. На заключительном этапе обследования использовался АНПА Л-2.

Схема обследования автономным аппаратом “Л-2” АПЛ “Комсомолец”

За 14 дней работы аппарат совершил 17 погружений, в результате которых было сделано около тысячи информативных фотоснимков, на 150 из которых четко видны участки корпуса и детали конструкции лодки, а также спасательного модуля. На рисунке внизу приведены фрагменты траекторий АНПА, пересекающих корпус лодки, и отдельные фотоснимки, соответствующие этим траекториям. В левом верхнем углу рисунка показано взаимное расположение лодки и спасательного модуля (СВК).